Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия \ КонсультантПлюс
Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.
(в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 61-ФЗ, от 07.06.2017 N 107-ФЗ, от 30.12.2020 N 497-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 61-ФЗ, от 30.12.2020 N 497-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 497-ФЗ)
2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 344-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ч. 3 ст. 7 во взаимосвязи с другими нормами см. Постановление КС РФ от 18.05.2012 N 12-П.
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ч. 3 ст. 7 см. Постановление КС РФ от 18.06.2019 N 24-П.
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 497-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
8. 1) реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 541-ФЗ)
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» «
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
11.01.2021 00:00
Поделиться
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» «
Дата подписания: 30.12.2020Опубликован: 11.01.2021
Вступает в силу: 10.01.2021
Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Внести в Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2485; 2010, N 50, ст. 6602; 2011, N 50, ст. 7366; 2012, N 24, ст. 3082; 2014, N 30, ст. 4259; 2015, N 18, ст. 2617; 2016, N 11, ст. 1488; N 27, ст. 4160; 2017, N 24, ст. 3476; 2018, N 42, ст. 6381) следующие изменения:
1) в статье 5:
а) пункт 2 части 3 после слов «агитацию в поддержку» дополнить словами «указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия»;
б) в части 4:
в пункте 2 слова «(непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени» заменить словами «его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором)», дополнить словами «, либо о неприятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме»;
дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21) в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным;»;
в) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. Организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.»;
2) в статье 6:
а) часть 4 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4) использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.»;
б) в части 5 слова «знак представителя средства массовой информации» заменить словами «знак (признак) представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и общероссийскими общественными объединениями журналистов»;
в) дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:
«6. На журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи.
7. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не вправе осуществлять следующие действия:
1) проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации;
2) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия на аналогичные действия;
3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
4) принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
5) скрывать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи. «;
3) в статье 7:
а) часть 1 дополнить предложением следующего содержания: «При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.»;
б) часть 11 после слов «общей организацией,» дополнить словами «в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно,»;
в) дополнить частью 12 следующего содержания:
«12. Решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. «;
г) пункт 6 части 3 после слов «медицинской помощи» дополнить словами «и санитарного обслуживания»;
4) в статье 8:
а) пункт 3 части 2 после слов «занимаемым судами,» дополнить словами «экстренными оперативными службами,»;
б) дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Условия предоставления и использования помещений для организации и проведения публичного мероприятия определяются по соглашению между собственниками (владельцами) соответствующих помещений и организаторами публичных мероприятий.»;
5) статью 10 дополнить частью 31 следующего содержания:
«31. Предварительная агитация не должна содержать недостоверные сведения о целях, заявленном количестве участников и об иных условиях проведения публичного мероприятия.»;
6) в статье 12:
а) в пункте 2 части 1 после слов «времени проведения публичного мероприятия» дополнить словами «с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором)», слово «закона» заменить словами «закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия»;
б) дополнить частями 11 и 12 следующего содержания:
«11. В случае подачи организатором публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные формы его проведения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения такого уведомления вправе направить организатору публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия либо о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором.
12. Предлагаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи иное конкретное место проведения публичного мероприятия должно соответствовать необходимым условиям, позволяющим реализовать заявленные цели проведения публичного мероприятия.»;
в) дополнить частями 4 — 7 следующего содержания:
«4. В случае, если в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, рассмотревшие уведомление о проведении публичного мероприятия, поступила информация от уполномоченных органов об отсутствии права у подавшего уведомление лица быть организатором публичного мероприятия в соответствии с настоящим Федеральным законом, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отзывают согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, направленные организатору публичного мероприятия.
5. В случае, если организатором публичного мероприятия с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия и до начала проведения публичного мероприятия публично (в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иными способами, обеспечивающими доступ неопределенного круга лиц к информации) распространяется информация об изменении в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников, а также не выполняется обязанность, предусмотренная пунктом 21 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе отозвать согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, направленные организатору публичного мероприятия.
6. В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения.
7. В случае, если указанные в части 6 настоящей статьи обстоятельства были выявлены в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия, или в день публичного мероприятия до его начала, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны уведомить организатора публичного мероприятия о невозможности его проведения и предложить ему изменить дату, а при необходимости также место и (или) время проведения публичного мероприятия путем подачи нового уведомления. «;
7) пункт 3 части 2 статьи 14 дополнить словами «, в том числе по соблюдению порядка его организации и проведения».
Президент Российской Федерации В. Путин
Российская газета — Федеральный выпуск: №1(8352)
Поделиться
Комментарии Российской Газеты
Поправки в закон о публичных мероприятиях уточняют, как проводить митинги
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года № 579 «Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2023 года № 528 «Об утверждении особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2023 году»
Федеральный закон от 19.
06.2004 № 54-ФЗ «О митингах, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» (с изменениями и дополнениями) |Купить Гарант Купить документ Запросить демо Спросите цену Система Гарант
Расширять
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о митингах, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
Статья 4. Организация публичного мероприятия
Статья 5.
Организация публичного мероприятияСтатья 6. Участники публичного мероприятия
Статья 7. Сообщение о проведении публичного мероприятия
Статья 8. Места проведения публичного мероприятия
Статья 10. Предварительная агитация
Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение публичного мероприятия
Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления
Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
Статья 14.
Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренней безопасностиСтатья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия
Статья 18. Обеспечение условий проведения публичного мероприятия
Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), ущемляющих право граждан на проведение массовых мероприятий
Узнать больше и Купить
Компания Гарант специализируется на разработке и поддержке программного обеспечения «Законодательство России на английском языке» с 1991 года
Об антивоенном движении в России: от уличных протестов к партизанской деятельности
После вторжения российских войск на Украину по всей России вспыхнули ежедневные антивоенные протесты. От одиночных пикетов в небольших городах до тысяч на улицах Москвы жители России выражают свое несогласие с войной. Однако международная блогосфера, похоже, не считает их достаточными, и различные комментаторы предполагают, что продолжающиеся протесты трудно назвать «массовыми демонстрациями в каком-либо реальном смысле». Текст этого блога — моя скромная попытка разобраться в нынешнем антивоенном движении в России и его маскировке, а также контекстуализировать (не)протесты в стране. Он опирается на свидетельства различных СМИ и текущие наблюдения, сделанные в общедоступных каналах Telegram. Написание этого блога было чрезвычайно трудным опытом из-за того, что я являюсь гражданином России, мало участвовавшим в российских протестных движениях до войны. Нынешняя ситуация подтолкнула меня к активному переосмыслению и постоянному осмыслению собственных взглядов, преодолению прежних предубеждений, борьбе с синдромом самозванца и травмой «недостаточно делать». Это также привело меня к тому, что я нашел свой собственный путь к антивоенному сопротивлению, таким образом преодолев чувство беспомощности.
Я хотел бы начать с возвращения к событиям, которые происходили в России за 11 лет до войны. В 2011–2013 годах в России прошли крупнейшие массовые демонстрации со времен распада Советского Союза. Объектом протеста стали фальсификации выборов в Государственную Думу 4 декабря 2011 года. Протесты, оформленные под лозунгом «За честные выборы», были направлены против правящей партии «Единая Россия» и ее тогдашнего лидера Владимира Путина, заявившего о своем намерении баллотироваться снова на пост президента в 2012 г. В отличие от протестов конца 1980-х и начала 1990-х годов, которые были вызваны экономическими трудностями, протесты начала 2010-х были явно политическими протестами, выводившими недовольных состоятельных людей на улицы крупных городов России. Наиболее заметными среди них были демонстрации на Болотной площади в Москве 10 декабря 2011 г., в которых участвовало, по разным данным, от 25 до 60 тысяч человек; митинг на проспекте Академика Сахарова в Москве с участием от 28 до более 100 тысяч человек; и «Марш миллионов», прошедший на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года, за день до инаугурации Путина на пост президента на третий срок, с участием около 20 тысяч человек.
Эти протесты были встречены реакционной реакцией российского правительства. Это, прежде всего, «демонстративное» «Болотное дело», в котором 37 человек обвиняются в «массовых беспорядках» и «насилии в отношении милиции». Во-вторых, правительство ужесточило контроль за «массовыми мероприятиями». До 2012 года согласно Федеральному закону Российской Федерации № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетах» организаторы «массовых мероприятий», в которых предполагалось участие более одного участника, были обязаны уведомлять властям о предстоящем мероприятии за несколько дней в письменной форме. В июне 2012 года российская Дума проголосовала за закон, который значительно увеличил фиксированные штрафы за проведение несанкционированных демонстраций и ряд ограничений, таких как запрет на ношение масок или ношение предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. С 2014 года организация «массовых мероприятий» без разрешения соответствующих органов карается штрафом или арестом до 15 суток. Три таких нарушения могут привести к лишению свободы на срок до 3 лет. Одиночные пикеты оставались законными без предварительного уведомления, за исключением тех, которые связаны с использованием «сборно-разборных конструкций».
С 2011 года масштабы и жестокость репрессий в отношении протестующих и активистов значительно выросли с многочисленными случаями полицейского произвола на «массовых мероприятиях» и при задержаниях. Наряду с кажущимся отсутствием положительных результатов протестов, вышеперечисленное оставило многих жителей России, включая меня, разочарованными, все более деполитизированными и часто боящимися выходить на улицу.
Уже 24 февраля в России прошли первые антивоенные демонстрации, в которых приняли участие около 2 тысяч человек в Москве и 1 тысяча в Санкт-Петербурге. Протесты произошли и в других крупных городах России, таких как Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород, Новосибирск и Пермь. К концу вечера того дня, по данным ОВД-Инфо (Независимый правозащитный медиапроект), в 58 городах было произведено 1800 задержаний, из них около 1000 — в Москве. Протесты продолжались и в последующие дни, в результате чего к 26 февраля общее число арестов по всей стране достигло 3000 человек. 27 февраля антивоенные протесты совпали с годовщиной убийства оппозиционного политика Бориса Немцова 7 годами ранее, когда протестующие собрались возле импровизированного мемориала, построенного на месте расстрела Немцова. В Санкт-Петербурге в центре города у Большого Гостиного двора прошел стихийный митинг. По данным ОВД-Инфо, к концу дня количество задержанных по всей России составило более 2500 человек (с начала войны арестовано более 5500 человек), большинство в Москве и Санкт-Петербурге.
Уличные протесты продолжались в течение первой недели марта, хотя и были менее заметными. Однако произошло несколько примечательных инцидентов, свидетельствующих об абсолютной нетерпимости государства к антивоенному сопротивлению. 1 марта в СМИ появились фотографии детей школьного возраста, находящихся за решеткой. Дети были задержаны в Москве вместе с родителями за то, что возложили цветы к посольству Украины и держали плакаты «Нет войне». На следующий день 77-летняя художница, так называемая «бабушка русских протестов» Елена Осипова, оказалась среди арестованных на антивоенной акции в Санкт-Петербурге. Видео ее задержания широко распространилось в блогосфере и вызвало шок.
4 марта Государственная Дума приняла новый закон, предусматривающий наказание до 15 лет лишения свободы за распространение «ложной информации» о российских вооруженных силах и их операциях, а также о действиях государственных органов за рубежом. «Фейковой информацией» считается все, что не соответствует официальной версии событий. Это криминализирует оппозицию общественности или независимые новостные сообщения о войне в Украине. Считается преступлением просто называть войну «войной», поскольку государство именует ее «специальной военной операцией». Также оказание помощи Украине и ее гражданам во время войны может рассматриваться как государственная измена, наказуемая от 12 до 20 лет лишения свободы. Эти изменения в законодательстве, похоже, значительно сократили пространство для сопротивления в России, что сделало высказывание оппозиционных взглядов все более опасным.
На момент написания последней массовой общероссийской уличной антивоенной акции протеста была 6 марта. За день до этого появились сообщения о полицейских рейдах и задержаниях многочисленных российских журналистов, политиков и активистов. Протест был встречен беспрецедентным насилием со стороны полиции. По данным ОВД-Инфо, около 5000 человек были задержаны полицией как минимум в 69 городах. Задержанных избивали, притесняли, обливали водой и антисептиком, против них применяли электрошокеры. Вирусная аудиозапись от 6 марта зафиксировала жестокое избиение и словесные оскорбления художницы и фемактивистки Александры Калужских, которой удалось пронести в комнату для допросов активно записывающий телефон:
[Переведенная выдержка] Офицер полиции: «Все. Путин на нашей стороне. Вы враги России. Вы гребаные враги народа. Сейчас мы тебя трахнем здесь, и все. Это в шапке. За это мы также получим бонус».
Через две недели после начала войны стало очевидно, что любая открытая антивоенная акция протеста, включая индивидуальные выступления и даже одиночные пикеты с чистым листом бумаги или пачкой сосисок «Мираторг» (первая часть фирменного наименования « Мир» — мир по-русски) могло привести к задержанию. По последним подсчетам ОВД-Инфо, по всей стране было арестовано более 15 000 человек за протест против военных действий государства в Украине. Вслед за этими событиями антивоенное движение в России начало приобретать «тихий» и партизанский характер, а несколько видных низовых инициатив стали ведущими очагами сопротивления. Их структура горизонтальна, с различными независимыми «ячейками» и анонимными отдельными участниками, что затрудняет отслеживание географии и количества тех, кто так или иначе вовлечен.
«Тихие» и партизанская антивоенная активность
Антивоенные заявления, написанные от руки на банкнотах: «Нет войне», «СМИ лгут нам, откройте глаза», «Мы платим за войну нашим будущим». Изображение предоставлено активистом FAR.Развитие и эволюция партизанского антивоенного движения в России и продолжающееся сопротивление снизу вверх требуют отдельного подробного обзора. Однако обнародование этой информации может поставить под угрозу активистов. Здесь я кратко обрисую некоторые тенденции, сосредоточив внимание на публично выступающем феминистском антивоенном сопротивлении (FAR) [9].
0121 Феминистское антивиенное сопротивление ], которая объединилась уже 25 февраля и объединила давних фемиактивисток и лиц, которые, по их собственным словам, до войны никогда не занимались активистской или политической деятельностью. Тем не менее, чувство горя и растущее сопротивление несправедливости, потребность в солидарности и стремление к расширению прав и возможностей сблизили очень разных женщин (большинство подписчиков Telegram-канала, похоже, идентифицируют себя как женщины). В манифесте ВСР говорится, что цель инициативы состоит в том, чтобы «наполнить города не только [антивоенной] агитацией… но и вторгнуться в городские пейзажи, наполненные [государственной] пропагандой различными способами: от публичных антивоенных траурных инициатив до антивоенных -военное уличное искусство». Хотя сфера действия намного шире.Самая тиражируемая в СМИ и блогосфере акция FAR – поддержка движения «Женщины в черном» за справедливость и против войны. Еженедельно, по пятницам, женщины, одетые в черное, часто с белыми цветами, ходят по улицам российских городов и местечек в знак скорби об умерших. Инициатива «Мариуполь5000» — установка самодельных деревянных надгробных крестов с антивоенными высказываниями во дворах России в память о жертвах среди мирного населения Украины. Помимо этих объединяющих инициатив, активисты ФАР используют различные способы распространения информации, альтернативной государственным СМИ, посредством искусства и партизанских действий. К ним относятся расклейка листовок на улицах, в общественных местах и в многоквартирных домах; антивоенные тексты на банкнотах и ценниках в магазинах. Еще одна стратегия — «тихий пикет», подразумевающий хождение с антивоенными надписями на одежде или ношение плакатов «сделай сам», прикрепленных к сумкам, рюкзакам, маскам или одежде.
FAR приглашает активистов поделиться своими инициативами и публикует их в своем Telegram-канале. В отличие от независимых российских СМИ, которые часто проблематизируют протесты, сосредотачиваясь только на насилии со стороны полиции и задержаниях, канал ВСР демонстрирует и восхваляет успешные инициативы, которые вдохновляют других. Он также действует как безопасное место, где можно поделиться историями о собственном пути к антивоенной активности. В коалиции с другими антивоенными инициативами FAR предлагает поддержку тем, кто столкнулся с судебным преследованием из-за акций протеста. Конструктивный и сострадательный подход, нацеленность на положительный результат и стремление к солидаризации делают FAR уникальной инициативой сопротивления, объединяющей жителей России и россиян за рубежом.
Завершая этот текст, я считаю оправданным сказать, что международные призывы к оккупации улиц российских городов, когда активистам грозит тюремное заключение и серьезное физическое насилие, кажутся этически сомнительными. Более того, будет ли это вообще эффективно, учитывая, насколько хорошо авторитарные режимы справляются с массовыми протестами, как показали недавние события в Беларуси? Нынешнее отсутствие антивоенных зрелищных собраний и громких заявлений в России не следует интерпретировать как молчание или пассивность.