С 2017 года новые правила кадастрового учета и регистрации прав
- Главная
- /
- Новости
- /
- Общие новости
С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» который приходит на смену двум действующим в настоящее время законам, регулирующих вопросы, относящихся к сфере регистрации недвижимости и кадастровому учету. Итак, постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а государственная регистрация прав на недвижимость осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Рассмотрим особенности предоставления государственных услуг в период конец декабря 2016 года и начало января 2017 года.
Все заявления и необходимых для этого документов, предоставленные для осуществления кадастрового учета или регистрации прав, а также запросы сведений содержащихся в государственном кадастровом учете (ГКН) и сведений содержащихся в ЕГРН, которые поступили на рассмотрение до 1 января 2017 года, осуществляются правилам, установленным Законом №221-ФЗ для кадастрового учета, и Закон №122-ФЗ в отношении регистрации прав, с учетом изложенного ниже.
Если заявитель подал заявление в органы Росреестра или кадастровую палату в 2016 году, и решение в текущем году еще не принято, или в случае когда предоставили документы для устранения причины приостановления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, необходимо учитывать, что новый Закон № 218-ФЗ, устанавливает ряд случаев когда кадастровый учет и регистрация прав осуществляется одновременно.
Аналогичное решение о приостановлении будет приниматься, если подано заявление на регистрацию прав, а по правилам Закона 218-ФЗ, такое заявление должно подаваться одновременно, с заявлением кадастрового учета.
В случае когда, подали заявление и документы на кадастровый учет или регистрацию прав в 2016 году, и по таким документам принимается решение об отказе, то основанием будет и Закон 218-ФЗ, в соответствии положений статьи 27, а также действующий на момент подачи заявления Закон № 221-ФЗ, Закон № 122-ФЗ в части оснований для приостановления не устранение которых привело к решению об отказе.
При этом в случае, когда Закон 218-ФЗ устанавливает более «мягкие» требования, по отношению к предоставляемым документам для кадастрового учета или регистрации прав, чем действующие законы на момент подачи заявления, такие отличия трактуются в пользу заявителя.
Обращаем внимание, если заявление на кадастровый учет или регистрацию прав, а также запросы о предоставлений сведений содержащиеся в ЕГРП, и сведения содержащиеся ГКН, подано в многофункциональные центры (МФЦ), и переданы для рассмотрения после 1 января 2017 года, рассматриваются по правилам, установленным Законом 218-ФЗ.
Рассмотрим особенности оплаты и вида документа по запросам о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП и сведений внесенных в ГКН в переходный период. Итак, если предоставлен запрос на получение сведений, и оплата таких сведений внесена до 1 января 2017 года, но поступило такое заявление на рассмотрение после 1 января 2017 года, то необходимо обратить внимание на следующее:
если до 31 декабря 2016 г.
если до 31 декабря 2016г. включительно запрашивалась кадастровая выписка, то заявителю предоставляется выписка из ЕГРН об объекте недвижимости;
если запрос о предоставляемых сведений был в 2016 году, но плата по таким запросам внесена в 2017 году, такие заявления рассмотрению не подлежат, и внесенная плата может быть возвращена заявителю.
Также сообщаем, что принятыми изменениями в требования к подготовке межевого плана, технического плана, акта обследования, предусмотрена возможность в период с 1 января 2017г. до 01 июля 2017г. предоставить документы, подготовленные до 1 января 2017г., в том числе подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью до указанной даты. При этом заявление и комплект иных документов, необходимых для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав, представляемые после 1 января 2017 года, должны соответствовать положениям Закона 218-ФЗ.
Создана: 28.12.2016 07:50, обновление 28.12.2016 07:51
Федеральный закон 218-ФЗ: О государственной регистрации недвижимости
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной регистрации недвижимости
Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года
Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого
2
государственного реестра недвижимости и предоставлением
предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений,
содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).
4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
5. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
3
6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества -внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный
4
кадастровый учет).
8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, участки недр.
Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
1. Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра
недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета
5
недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее -орган нормативно-правового регулирования).
Статья 3. Орган, осуществляющий государственный
кадастровый учет и государственную регистрацию прав
1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).
2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:
1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации
прав;
2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной
информационной системы ведения Единого государственного реестра
6
недвижимости;
3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;
5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся в том числе:
1) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
2) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных
прав;
3) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
4) выдача документов, подтверждающих осуществление
7
государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;
6) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативноправового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
4. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 1 — 3 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение
8
данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.
9
Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении
Единого государственною реестра недвижимости
1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.
4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее —
10
объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее — реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.
5. Порядок кадастрового деления территории Российской
Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ
устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости
кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ
Персональные данные физических лиц будут удалены из выписок по недвижимости
Главная • Аналитика и брошюры • Оповещения • Персональные данные физических лиц будут удалены из выписок по недвижимости
«Пепеляев Групп» сообщает, что 14 июля 2022 года был подписан Федеральный закон [1] , согласно которому информация о физических лицах, владеющих недвижимостью, будет предоставляться третьим лицам только с согласия собственника.
Законодатель пересмотрел принцип раскрытия Единого государственного реестра недвижимости (сокращенно — ЕГРН) в целях защиты персональных данных физических лиц от ознакомления с ними широкого круга лиц.
Поправки вступят в силу 1 марта 2023 года.
Какие изменения вносятся
В России реестр недвижимости давно построен на принципах раскрытия информации: любое заинтересованное лицо могло получить необходимую информацию о собственнике недвижимости, в том числе имя, фамилию и отчество собственника-физического лица. Такой подход был направлен, в том числе, на защиту интересов участников сделок с недвижимостью и на снижение трансакционных издержек.
Сейчас законодательная власть отходит от традиционной общедоступной ЕГРН. Подводя итог, законодательные изменения выглядят следующим образом:
1. по общему правилу в выписке из ЕГРН не указываются имя, фамилия и отчество и дата рождения собственника недвижимого имущества, являющегося физическим лицом;
2. по своему усмотрению владелец может дать согласие на передачу своих персональных данных третьим лицам;
3. Нововведения не распространяются на следующие категории лиц, получающих информацию из ЕГРН:
- тем, кто ранее имел доступ к данным ограниченного доступа (в частности, самому собственнику, государственным органам, суду, залогодержателю, судебному управляющему и другим[2]),
- нотариусы, кадастровые инженеры и лица, обязанные учитывать интересы друг друга при использовании имущества (в частности, к таким лицам относятся сособственники, супруг, собственники смежных земельных участков или объекта недвижимости на земельный участок и другие[3]).
Что изменится?
Доказав обоснованный интерес, заинтересованное лицо может получить у нотариуса выписку из ЕГРН с указанием имени, фамилии и отчества и даты рождения собственника — физического лица. В частности, об обоснованности интереса свидетельствует: наличие договора в отношении недвижимого имущества и основания для обращения в суд[4].
Для получения соответствующей выписки необходимо письменно представить нотариусу достаточные доказательства обоснованного интереса. Следует отметить, что закон не содержит каких-либо перечней вышеуказанных доказательств для разных ситуаций.
Нотариус может отказать заявителю, если нотариус посчитает, что представленные доказательства недостаточны для подтверждения обоснованной заинтересованности в получении выписки из ЕГРН, содержащей персональные данные.
Нотариус может также оказать помощь в получении выписки из ЕГРН лицам, которые намерены совершить сделку в отношении объекта недвижимости. Однако в этом случае собственник недвижимости и заинтересованное лицо (например, потенциальный покупатель) должны будут обратиться к нотариусу с совместным заявлением о выдаче соответствующей выписки.
Проверка выписки из ЕГРН
Принятые поправки предусматривают, что выписка из ЕГРН, содержащая персональные данные, может быть проверена любым лицом через официальный сайт на предмет того, содержит ли она достоверную информацию.
О чем думать и что делать
Тем, кто намерен совершать сделки с недвижимостью, следует учитывать риски, связанные с взаимодействием с контрагентами-физическими лицами, а также проверкой истории объекта недвижимости.
Распространенной практикой может стать получение от собственника нотариально удостоверенных доверенностей на получение выписок из ЕГРН и заключение предварительных и иных договоров в отношении объекта недвижимости, которые будут регламентировать получение сведений из ЕГРН.
Помощь вашего консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» продолжают оказывать всестороннее юридическое сопровождение участников сделок с недвижимостью. В условиях стремительно меняющегося законодательства, которое становится все более сложным, покупка недвижимости становится далеко не тривиальной задачей. В таких случаях мы готовы оказать всестороннюю юридическую помощь, включая сопровождение сделок с недвижимостью.
В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит консультирование по вопросам купли-продажи и совершения иных сделок с недвижимостью, анализ рисков, связанных с конкретным объектом недвижимости, представление интересов компаний при взаимодействии с государственными органами и проведение юридической экспертизы недвижимости. .
[1] Федеральный закон № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и отдельных статей законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу пункта 14 статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». от 14 июля 2022 г.
[2] Исчерпывающий перечень приведен в статье 62(13) Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества» («Закон № 218-ФЗ»).
[3] Исчерпывающий перечень приведен в пункте 6 статьи 63.3 Закона № 218-ФЗ (с изменениями).
[4] Предварительный список лиц приведен в пункте 2 статьи 85.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Постановлением Верховного Суда РФ от 11 февраля № 4462-1).93) (с изменениями).
[5] Росреестр — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
[6] https://tass.ru/nedvizhimost/13331327.
[7] Это правило закреплено в статье 8.1(6) Гражданского кодекса Российской Федерации. Исключением из этого правила является ситуация, когда в судебном порядке доказано, что покупатель знал или должен был знать об отсутствии у лица, от которого он приобрел право собственности, такого права.
Использование земельных долей в общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения (по материалам ООО «Сибирь» Ялуторовского района Тюменской области)
Открытый доступ
Проблема | БИО веб-конф. Том 17, 2020 Международная научно-практическая конференция «Сельское хозяйство и продовольственная безопасность: технологии, инновации, рынки, человеческие ресурсы» (FIES 2019) | |
---|---|---|
Номер статьи | 00252 | |
Количество страниц) | 4 | |
ДОИ | https://doi.org/10.1051/bioconf/20201700252 | |
Опубликовано онлайн | 28 февраля 2020 г. |
- Федеральный закон №. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.) [Google ученый]
- Федеральный закон №. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества» (2015 г.
) [Google ученый]
- Липский С. Повышение плодородия сельскохозяйственных угодий и мониторинг этих земель – необходимые условия обеспечения продовольственной безопасности // Рус. Дж. сельского хозяйства. и соц.-экон. наук, 25(1), 3–7 (2014) [Google ученый]
- Н.А. Долгих, Е.П. Евтушкова, Современное состояние и использование земельных долей в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения на юге Тюменской области, в сб. междунар. Стад. науч. и Практ. конф. «Актуальные вопросы науки и экономики: новые вызовы и решения», 37–39 (2017) [Google ученый]
- Гальченко С.
А. Экономическая эффективность системы государственного земельного кадастра административно-территориальных образований. М., 2003. [Google ученый]
- Э.П. Евтушкова, Т.В. Симакова, Л.Н. Скипин, Анализ использования земельных долей в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения на юге Тюменской области // Рос. Сельскохозяйственный. политика, 7(67), 81–84 (2017) [Google ученый]
- Закон Тюменской области от 03.11.2003 Nq. № 170 «Об использовании земель сельскохозяйственного назначения».
[Google ученый]
- ПФ. Лойко, Землеустройство: Россия, мир (перспектива будущего) (Государственный университет по землеустройству, Москва, 2009 г.).) [Google ученый]
- ПФ. Лойко, Совершенствование системы управления землепользованием и развитие территориального кадастра в Российской Федерации, Ж. Пропер. Относ. в Руси. Федер., 3, 6–18 (2012) [Google ученый]
- Сулин М.
А. Землеустройство. Колос, Москва, 2009. [Google ученый]
- Федеральный закон (2002 г.) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». [Google ученый]
- Т.В.Папаскири, В.И. Нилиповский, Использование инновационных технологий в обучении планированию землепользования, E&M Euroeducat., 2-3, 27–32 (2009) [Google ученый]
- С.
Липски, Государственное регулирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в современной России, Stiinta Agricola, 1, 123–129.(2014) [Google ученый]
- Липский С.А. Частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения: преимущества и недостатки (опыт двух десятилетий). на Руси. Экон. развития, 26(1), 63–66 (2015) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
- В.
В. Вершинин, А.А. Мурашева, В.А. Широкова и др. Решения задач мониторинга сельскохозяйственного землепользования // Межд. Дж. Окружающей среды. и наук. изд., 11(12), 5058–5069 (2016). [Google ученый]
- Гебельтова З., Резбова Х., Плетичова Д., Количественная оценка изменения состояния земель сельскохозяйственного фонда ЧР за 2001-2013 гг., Agris OnLine Papers in Econ. и информ., 6(3), 13–25 (2014) [Google ученый]
- В.И. Макеева, Оценка устойчивости почв к уплотнению и вертизолизации на юге Европейской России, Почвоведение, 38(2), 205–211 (2005).
[Google ученый]
- А.Н. Ратников, П.М. Сапожников, Н.И. Санжарова и др., Кадастровая оценка земель, загрязненных радионуклидами, Евразийское почвоведение, 49(1), 116–124 (2016) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
- В КАЧЕСТВЕ. Яковлев, Е.Н. Молчанов, О.А. Макаров и др. Нормативно-правовые аспекты экологической оценки и контроля деградации почв в России на основе оценки экологических функций почв // Почвоведение.