Фз 218 о государственной регистрации недвижимости комментарии: Комментарий фз о государственной регистрации недвижимости 218 \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости

style=»max-height: 50vh;»>

Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
(постатейный)
2019г.

style=»max-height: 50vh;»>

Введение
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения
Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости
Статья 6. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости

Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости
Статья 7. Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости
Статья 8. Кадастр недвижимости
Статья 9. Реестр прав на недвижимость
Статья 10. Реестр границ
Статья 11. Реестровые дела
Статья 12. Кадастровые карты
Статья 13. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 15. Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав
Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 17. Государственная пошлина за осуществление государственной регистрации прав
Статья 18.
Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов
Статья 19. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 20. Правила информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав
Статья 21. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 22. Требования к межевому плану
Статья 23. Требования к акту обследования
Статья 24. Требования к техническому плану
Статья 24.1. Требования к карте-плану территории
Статья 25. Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения
Статья 26. Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав
Статья 27. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 28. Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 29. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 30. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке
Статья 31. Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 32. Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 33. Правила внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица
Статья 34. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке
Статья 35. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости
Статья 36. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя
Статья 36.1. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 37. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии правопритязаний, прав требований в отношении зарегистрированного права
Статья 38. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости
Статья 39. Правила представления сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке, а также правила уведомления правообладателя о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 6. Особенности осуществления государственного кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
Статья 41. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости
Статья 42.
Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество
Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков
Статья 44. Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости
Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
Статья 46. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса
Статья 47. Особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 48. Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства
Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
Статья 50. Особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него
Статья 51. Особенности осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества, найма жилого помещения, безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия
Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута
Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки
Статья 54. Особенности осуществления государственной регистрации прав при доверительном управлении и опеке, связанных с недвижимым имуществом
Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Статья 56. Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
Статья 57. Особенности осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при регистрации перехода прав на него
Статья 58. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда
Статья 59. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа
Статья 60. Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 60. 2. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков
Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 63. Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 9. Государственный регистратор прав
Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей
Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав
Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из единого государственного реестра недвижимости
Статья 66. Ответственность органа регистрации прав
Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав
Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 11. Заключительные и переходные положения
Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях
Статья 71. Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства
Статья 71. 1. Особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов
Статья 72. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Список сокращений
Органы государственной власти, иные государственные органы и организации
Правовые акты
Источники правовых актов
Иные сокращения
Список использованных правовых актов

Безымянная страница

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 — 2019 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!

Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ • Президент России

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О государственной регистрации недвижимости

 

Принят Государственной Думой                               3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации                                    8 июля 2015 года

 

(В редакции федеральных законов от 30.
12.2015 № 431-ФЗ, от 26.04.2016 № 108-ФЗ, от 01.05.2016 № 119-ФЗ, от 02.06.2016 № 172-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 03.07.2016 № 304-ФЗ, от 03.07.2016 № 315-ФЗ, от 03.07.2016 № 351-ФЗ, от 03.07.2016 № 354-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 01.07.2017 № 141-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 29.07.2017 № 218-ФЗ, от 29.07.2017 № 222-ФЗ, от 29.07.2017 № 247-ФЗ, от 29.07.2017 № 280-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 31.12.2017 № 486-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ, от 31.12.2017 № 507-ФЗ, от 28.02.2018 № 36-ФЗ, от 03.04.2018 № 60-ФЗ, от 29.06.2018 № 171-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.08.2018 № 308-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 03.08.2018 № 338-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 01.05.2019 № 76-ФЗ, от 17.06.2019 № 150-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 27.06.2019 № 153-ФЗ, от 18.07.2019 № 194-ФЗ, от 26.07.2019 № 238-ФЗ, от 26.07.2019 № 248-ФЗ, от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 02.08.2019 № 267-ФЗ, от 02. 08.2019 № 286-ФЗ, от 02.08.2019 № 299-ФЗ, от 27.12.2019 № 480-ФЗ, от 25.05.2020 № 162-ФЗ, от 25.05.2020 № 163-ФЗ, от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 31.07.2020 № 269-ФЗ, от 08.12.2020 № 404-ФЗ, от 22.12.2020 № 445-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 505-ФЗ, от 30.12.2020 № 518-ФЗ, от 05.04.2021 № 79-ФЗ, от 30.04.2021 № 120-ФЗ, от 26.05.2021 № 148-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 28.06.2021 № 226-ФЗ, от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 01.07.2021 № 275-ФЗ, от 02.07.2021 № 299-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 06.12.2021 № 408-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ, от 30.12.2021 № 446-ФЗ, от 30.12.2021 № 447-ФЗ, от 30.12.2021 № 449-ФЗ, от 30.12.2021 № 476-ФЗ, от 30.12.2021 № 477-ФЗ, от 30.12.2021 № 478-ФЗ, от 30.12.2021 № 492-ФЗ, от 30.12.2021 № 493-ФЗ, от 14.03.2022 № 58-ФЗ, от 01.05.2022 № 124-ФЗ, от 28.06.2022 № 185-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ, от 14.07.2022 № 266-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ, от 14.07.2022 № 284-ФЗ, от 14.07.2022 № 312-ФЗ, от 14.07.2022 № 316-ФЗ, от 14. 07.2022 № 350-ФЗ, от 20.10.2022 № 409-ФЗ, от 05.12.2022 № 507-ФЗ, от 19.12.2022 № 546-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ)

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

 

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет).  (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ)

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

 

Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

 

1. Правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган нормативно-правового регулирования).  (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

 

Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав

 

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав). (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме, предусмотренном положением, указанным в части 9 статьи 7 настоящего Федерального закона, обеспечивает информационную безопасность данной информационной системы; (В редакции Федерального закона от 19. 12.2022 № 546-ФЗ)

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 30. 04.2021 № 120-ФЗ)

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

(Часть в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

4. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

5. (Дополнение частью — Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ) (Утратила силу — Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

 

Статья 31. Публично-правовая компания, осуществляющая полномочия в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

 

1. В сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отдельные полномочия и оказание отдельных государственных услуг могут осуществляться публично-правовой компанией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Роскадастр» (далее — публично-правовая компания).

2. В сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав публично-правовая компания осуществляет следующие полномочия и оказывает следующие государственные услуги: (В редакции Федерального закона от 19. 12.2022 № 546-ФЗ)

1) прием, в том числе выездной, заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, выдача, в том числе посредством курьерской доставки, документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, иных документов, подлежащих выдаче заявителям в результате рассмотрения заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом в форме документов на бумажном носителе, и удостоверяющей осуществленные государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также предусмотренных настоящим Федеральным законом уведомлений в форме документа на бумажном носителе, составленного такой компанией и подтверждающего содержание электронного документа, направленного такой компании по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав; (В редакции Федерального закона от 19. 12.2022 № 546-ФЗ)

2) предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

3) ведение реестра границ, указанного в пункте 3 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) обеспечение информационного взаимодействия органа регистрации прав с кадастровыми инженерами в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

5) создание и развитие в соответствии с законодательством федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, эксплуатация в объеме, предусмотренном положением о данной информационной системе, указанным в части 9 статьи 7 настоящего Федерального закона, данной информационной системы, выполнение функций ее оператора, а также создание, развитие, эксплуатация в соответствии с законодательством иных информационных систем, в том числе используемых при осуществлении органом регистрации прав своих полномочий, выполнение функций оператора таких систем; (В редакции Федерального закона от 19. 12.2022 № 546-ФЗ)

6) перевод документов, содержащихся в реестровых делах (в том числе открытых до 1 января 2017 года кадастровых делах, делах правоустанавливающих документов), хранение которых осуществляется (осуществлялось) в форме документов на бумажном носителе, в форму электронных образов таких документов;

7) разработка, внедрение и информационная поддержка электронных сервисов, необходимых для оказания услуг в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе личного кабинета правообладателя объекта недвижимости), а также оказание таких услуг посредством этих электронных сервисов;

8) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, определение площади таких земельных участков, координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении ошибок в соответствии с частью 73 статьи 61 настоящего Федерального закона;

81) ведение и хранение книг учета документов, ведение которых в электронном виде и (или) на бумажных носителях как неотъемлемой части Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривалось до 1 января 2017 года нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19. 12.2022 № 546-ФЗ)

82) ведение и хранение реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости, формируемых в электронном виде после 1 января 2017 года; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.12.2022 № 546-ФЗ)

83) хранение разделов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение которых осуществлялось на бумажном носителе; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.12.2022 № 546-ФЗ)

84) ведение и хранение сформированных после 1 января 2017 года на бумажных носителях реестровых дел, а также открытых до 1 января 2017 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов, ведение которых осуществлялось на бумажном носителе; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.12.2022 № 546-ФЗ)

85) внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.12.2022 № 546-ФЗ)

86) информационное обслуживание заинтересованных лиц посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также телефонной связи по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19. 12.2022 № 546-ФЗ)

87) ведение кадастровых карт; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.12.2022 № 546-ФЗ)

9) иные полномочия, предусмотренные актом Правительства Российской Федерации, за исключением полномочий, установленных пунктом 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.

3. На публично-правовую компанию при осуществлении ею полномочий и оказании услуг, указанных в настоящей статье, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к публично-правовой компании постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

4. Публично-правовая компания вправе осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, указанных в пункте 3 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 449-ФЗ)

 

Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

 

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.

 

Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости

 

1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

3. В целях присвоени

Крупная реформа государственной регистрации недвижимого имущества

С 1 января 2017 года в России вступили в силу существенные изменения, внесенные в порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основной целью реформы является предоставление лучших гарантий заявителям на государственную регистрацию, повышение ответственности регистрирующих органов, повышение эффективности операций с недвижимостью и снижение связанных с ними инвестиционных рисков. Во многом новые положения сделают государственную регистрацию недвижимого имущества проще, чем раньше. Однако в ближайшие месяцы ожидаются некоторые проблемы, связанные с тем, что регистрирующие органы приспосабливаются к новой системе.

Новые законодательные положения, несомненно, затронут бизнес профессиональных участников рынка недвижимости, в том числе собственников проектов, застройщиков и крупных арендодателей, а также интересы практически любой компании, так или иначе вовлеченной в государственная регистрация недвижимого имущества в России.

Основные изменения были внесены Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества» ( «Закон» ), вступившим в силу в июле 2015 года. Этот Закон устанавливает новый режим регулирования того, что казалось иметь отлаженную систему регистрации прав на недвижимое имущество.

Единый государственный реестр недвижимого имущества

До недавнего времени существовало два основных информационных ресурса для ведения кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним «ЕГРП» ) и Государственный кадастр недвижимости ( «Кадастр» ). На практике это часто приводило к дублированию и несоответствию записей, сделанных в этих двух взаимосвязанных, но независимых системах.

В соответствии с Законом ЕГРП и Кадастр будут объединены в новый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимого имущества ( «Реестр» ). Реестр будет вестись только в электронном виде действующим регистрирующим органом (т.е. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии).

Новый Реестр будет включать: (1) реестр недвижимого имущества, (2) реестр прав, залогов и обременений на недвижимое имущество, (3) реестр границ (в частности, границ между субъектами Российской Федерации). муниципальных образований, зон ограниченного использования, территориальных зон и особых экономических зон, а также иных особых территорий) и (4) регистрационные дела, кадастровые карты и журналы документов. Таким образом, Реестр будет содержать информацию как о недвижимом имуществе, так и о правах на него. Теперь в Реестре будут отражены существенные условия сделок с недвижимым имуществом (например, ценовые условия договора купли-продажи), которые ранее не были доступны в публичных реестрах.

Какие нововведения упростят государственную регистрацию?

Закон содержит ряд положений, направленных на упрощение государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а именно:

  • Введен принцип экстерриториальности, позволяющий осуществлять государственную регистрацию недвижимого имущества в любом регионе России, независимо от его местонахождения . Также теперь можно будет подавать документы на регистрацию недвижимого имущества представителям регистрирующего органа во время их выезда на место.
  • Государственная регистрация прав на недвижимое имущество будет произведена быстрее. Например, если заявление о государственной регистрации подается непосредственно в регистрирующий орган, государственная регистрация должна быть произведена в течение семи рабочих дней (ранее это делалось в течение десяти рабочих дней).
  • Постановка на государственный кадастровый учет вновь строящегося здания или сооружения производится на основании заявления органа, выдавшего разрешение на ввод в эксплуатацию. Этот орган должен подать такое заявление в регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней.
  • В случае возникновения прав на недвижимое имущество из актов государственных или муниципальных органов либо сделок с такими органами заявление о государственной регистрации этих прав вместе с соответствующими документами подается в регистрирующий орган органами государственной или муниципальной власти уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу этих актов или даты совершения сделки.
  • Уточняется, что для государственной регистрации права собственности на вновь построенное здание или сооружение достаточно, чтобы договор аренды земельного участка, занятого объектом, действовал на дату ввода объекта в эксплуатацию.
  • В случае если заявителем является российское юридическое лицо, регистрирующий орган будет обязан запрашивать его учредительные документы непосредственно у уполномоченных органов в рамках межведомственной системы обмена информацией.
  • Регистрирующий орган может отказать в приеме полного заявления о государственной регистрации только в одном случае: если личность заявителя не может быть установлена.
  • Теперь регистрирующий орган будет обязан незамедлительно уведомлять лицо, имеющее права на недвижимое имущество, о подаче заявления о государственной регистрации его имущества.
  • Выписки записей из Кадастра отменены. Отныне и государственный кадастровый учет, и государственная регистрация возникновения прав и их перехода будут удостоверяться выпиской из ЕГРЮЛ.

Что усложнит процедуру государственной регистрации?

Несмотря на большое количество положительных нововведений, некоторые положения Закона могут негативно сказаться на деятельности участников рынка недвижимости. На практике это может привести к затруднениям и задержкам в государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него по ряду причин, изложенных ниже.

У регистрирующего органа появилось больше оснований для отказа в государственной регистрации прав. Формально Закон предусматривает единственное основание для такого отказа – неустранение причин, препятствовавших государственной регистрации прав, в течение срока, в течение которого регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию таких прав. Однако при этом Законом установлено 55 оснований для приостановления государственной регистрации. Многие из этих оснований являются спорными, в частности, в связи с тем, что некоторые из них не подконтрольны заявителю (например, когда государственный орган не предоставил какие-либо документы или сведения, запрошенные Реестром в рамках межведомственной системы обмена информацией, когда сделка, подлежащая государственной регистрации, ничтожна, если государственный орган издал акт, выходящий за рамки его компетенции или компетенции должностного лица, подписавшего акт). В результате количество оснований для отказа в государственной регистрации недвижимого имущества увеличилось с 30 до 559.0003

Кроме того, некоторые положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (т. е. о выплате государственной компенсации за утраченное право собственности на жилые помещения) будут действовать до 31 декабря 2019 года включительно. Кроме того, многие положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимого имущества» останутся в силе, а с 1 января 2017 г. этот закон переименован в Федеральный закон «О кадастровой деятельности». Несмотря на то, что прежнее законодательство должно применяться в части, не противоречащей новому Закону, такая ситуация может привести к некоторым практическим проблемам в процедуре государственной регистрации недвижимого имущества. Это связано с тем, что органам регистрации необходимо будет разработать новую практику учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Наконец, Закон предполагает введение около 25 нормативных правовых актов для реализации его положений (например, о порядке ведения Реестра, подачи заявления о регистрации прав и сопроводительных документов, о формах документов и требованиях к ним, о видах и содержание выписок из Реестра). На сегодняшний день многие из этих положений разработаны и вступили в силу с 1 января 2017 года.

Комментарии

Хотя Закон в целом содержит много положительных недвижимое имущество. В частности, не предложено принципиальных изменений в порядке реализации принципа прозрачности Регистра. Также Законом не установлен срок исковой давности для оспаривания зарегистрированных прав.

Объединение Кадастра и ЕГРП будет происходить постепенно. Таким образом, на первых порах практика государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и предоставления сведений из Реестра будет различаться от региона к региону. Поэтому мы рекомендуем всем заинтересованным лицам внимательно следить за применением этих новых правил на практике и процессом передачи данных о недвижимом имуществе в Реестр.

Если у вас есть какие-либо вопросы по вопросам, упомянутым в данном предупреждении, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к специалистам CMS Россия Александр Баталов и Марина Котина или ваш постоянный контакт в CMS Россия.

Серьезная реформа государственной регистрации недвижимого имущества

С 1 января 2017 года в России вступили в силу существенные изменения, внесенные в порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основной целью реформы является предоставление лучших гарантий заявителям на государственную регистрацию, повышение ответственности регистрирующих органов, повышение эффективности операций с недвижимостью и снижение связанных с ними инвестиционных рисков. Во многом новые положения сделают государственную регистрацию недвижимого имущества проще, чем раньше. Однако в ближайшие месяцы ожидаются некоторые проблемы, связанные с тем, что регистрирующие органы приспосабливаются к новой системе.

Новые законодательные положения, несомненно, затронут бизнес профессиональных участников рынка недвижимости, в том числе собственников проектов, застройщиков и крупных арендодателей, а также интересы практически любой компании, так или иначе вовлеченной в государственная регистрация недвижимого имущества в России.

Ключевые изменения были внесены Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества» (« Закон »), вступившим в силу в июле 2015 года. Этот Закон устанавливает новый режим регулирования того, что казалось иметь отлаженную систему регистрации прав на недвижимое имущество.

Единый государственный реестр недвижимого имущества

До недавнего времени существовало два основных информационных ресурса для ведения кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а именно Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее « ЕГРП ») и Государственного кадастра недвижимого имущества (« Кадастр »). На практике это часто приводило к дублированию и несоответствию записей, сделанных в этих двух взаимосвязанных, но независимых системах.

В соответствии с Законом ЕГРП и Кадастр будут объединены в новый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимого имущества (далее « Реестр »). Реестр будет вестись только в электронном виде действующим регистрирующим органом (т.е. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии).

Новый Реестр будет включать: (1) реестр недвижимого имущества, (2) реестр прав, залогов и обременений на недвижимое имущество, (3) реестр границ (в частности, границ между субъектами Российской Федерации). муниципальных образований, зон ограниченного использования, территориальных зон и особых экономических зон, а также иных особых территорий) и (4) регистрационные дела, кадастровые карты и журналы документов. Таким образом, Реестр будет содержать информацию как о недвижимом имуществе, так и о правах на него. Теперь в Реестре будут отражены существенные условия сделок с недвижимым имуществом (например, ценовые условия договора купли-продажи), которые ранее не были доступны в публичных реестрах.

Какие новшества упростят госрегистрацию?

Закон содержит ряд положений, направленных на упрощение государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а именно:

  • Введен принцип экстерриториальности, позволяющий осуществлять государственную регистрацию недвижимого имущества в любом регионе России, независимо от его местонахождения. Также теперь можно будет подавать документы на регистрацию недвижимого имущества представителям регистрирующего органа во время их выезда на место.
  • Государственная регистрация прав на недвижимое имущество будет произведена быстрее. Например, если заявление о государственной регистрации подается непосредственно в регистрирующий орган, государственная регистрация должна быть произведена в течение семи рабочих дней (ранее это делалось в течение десяти рабочих дней).
  • Постановка на государственный кадастровый учет вновь строящегося здания или сооружения производится на основании заявления органа, выдавшего разрешение на ввод в эксплуатацию. Этот орган должен подать такое заявление в регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней.
  • В случае возникновения прав на недвижимое имущество из актов государственных или муниципальных органов либо сделок с такими органами заявление о государственной регистрации этих прав вместе с соответствующими документами подается в регистрирующий орган органами государственной или муниципальной власти уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу этих актов или даты совершения сделки.
  • Уточняется, что для государственной регистрации права собственности на вновь построенное здание или сооружение достаточно, чтобы договор аренды земельного участка, занятого объектом, действовал на дату ввода объекта в эксплуатацию.
  • В случае если заявителем является российское юридическое лицо, регистрирующий орган будет обязан запрашивать его учредительные документы непосредственно у уполномоченных органов в рамках межведомственной системы обмена информацией.
  • Регистрирующий орган может отказать в приеме полного заявления о государственной регистрации только в одном случае: если личность заявителя не может быть установлена.
  • Теперь регистрирующий орган будет обязан незамедлительно уведомлять лицо, имеющее права на недвижимое имущество, о подаче заявления о государственной регистрации его имущества.
  • Выписки записей из Кадастра отменены. Отныне и государственный кадастровый учет, и государственная регистрация возникновения прав и их перехода будут удостоверяться выпиской из ЕГРЮЛ.

Что усложнит процедуру государственной регистрации?

Несмотря на большое количество положительных нововведений, отдельные положения Закона могут негативно сказаться на деятельности участников рынка недвижимости. На практике это может привести к затруднениям и задержкам в государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него по ряду причин, изложенных ниже.

У регистрирующего органа появилось больше оснований для отказа в государственной регистрации прав. Формально Закон предусматривает единственное основание для такого отказа – неустранение причин, препятствовавших государственной регистрации прав, в течение срока, в течение которого регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию таких прав. Однако при этом Законом установлено 55 оснований для приостановления государственной регистрации. Многие из этих оснований являются спорными, в частности, в связи с тем, что некоторые из них не подконтрольны заявителю (например, когда государственный орган не предоставил какие-либо документы или сведения, запрошенные Реестром в рамках межведомственной системы обмена информацией, когда сделка, подлежащая государственной регистрации, ничтожна, если государственный орган издал акт, выходящий за рамки его компетенции или компетенции должностного лица, подписавшего акт). В результате количество оснований для отказа в государственной регистрации недвижимого имущества увеличилось с 30 до 559.0003

Кроме того, некоторые положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (т. е. о выплате государственной компенсации за утраченное право собственности на жилые помещения) будут действовать до 31 декабря 2019 года включительно. Кроме того, многие положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимого имущества» останутся в силе, а с 1 января 2017 г. этот закон переименован в Федеральный закон «О кадастровой деятельности». Несмотря на то, что прежнее законодательство должно применяться в части, не противоречащей новому Закону, такая ситуация может привести к некоторым практическим проблемам в процедуре государственной регистрации недвижимого имущества. Это связано с тем, что органам регистрации необходимо будет разработать новую практику учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *