Целями трудового законодательства являются – Трудовой кодекс РФ. Раздел I. Главы 1-2 ст.1-22 • Справочник по законодательству «Наука, законодательство и право»

Содержание

Ст. 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.




1. Трудовые права и свободы граждан установлены в ст. 37 Конституции РФ. Согласно статье:

труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

принудительный труд запрещен;

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы;

государством признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

2. Статья 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 устанавливает гарантии охраны здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020 утв. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам.

Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц.

Инструкция МПС России от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552 установила порядок организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже 1 раза в 5 лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, субъектов РФ.

3. В соответствии со ст. 23 Постановления ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина":

каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий;

каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ;

каждый имеет право на защиту от безработицы;

принудительный труд запрещен.

В соответствии со ст. 24 названной Декларации:

каждый работник имеет право на отдых;

работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.

4. Закон определяет поведение законодателя в процессе развития трудового законодательства. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Труд в социальном государстве имеет 3 взаимосвязанные цели: 1) получение прибыли собственником; 2) рост благосостояния населения, в том числе наемных работников; 3) самореализация работников.

Эти цели объективно присущи трудовому законодательству. Их следует включить в ст. 1 ТК, а также в коллективные договоры предприятий.

5. Цели и задачи международно-правового регулирования труда приведены в программных документах МОТ, в частности в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 г.), провозгласившей основные направления в развитии трудовых отношений в мире (недопущение дискриминации, принудительного труда, свобода объединения и коллективных переговоров, ликвидация детского труда). Именно эти основополагающие начала лежат в основе регулирования трудовых и связанных с ними правоотношений в российской правоприменительной практике на основе норм ТК. Смысл и природа всех норм должны толковаться и пониматься именно с позиций данных принципов.

6. Одной из основных задач трудового законодательства является также решение вопросов, связанных с трудоустройством, профессиональной подготовкой и профессиональной ориентацией. Внимание, уделяемое международными нормами вопросам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, обусловлено тем, что эти аспекты должны быть важными в общей политике в сфере труда. Более того, в условиях существования рынка труда чрезвычайно важно определить потребности в рабочей силе в разных отраслях на ближайшую и отдаленную перспективу. С ростом безработицы вопросы подготовки и особенно переподготовки кадров становятся частью механизма перераспределения рабочей силы и адаптации к меняющемуся соотношению между различными экономическими секторами, а именно промышленностью, сферой торговли, услуг, сельским хозяйством. Наконец, профессиональная ориентация и профессиональная подготовка могут и должны стать неким механизмом удовлетворения личных притязаний каждого работника.

Конвенция N 142 МОТ "О развитии людских ресурсов" (1975 г.) устанавливает обязательства стран принимать и осуществлять всестороннюю скоординированную политику в области профподготовки, а также программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Такая политика и программы должным образом учитывают потребности, возможности и проблемы занятости как на национальном, так и на региональном уровнях; стадию и уровень экономического, социального и культурного развития и, кроме того, позволяют всем лицам на основе равенства и без дискриминации развивать и применять свои способности к труду в собственных интересах с учетом потребностей общества. На основе скоординированной политики разрабатываются и совершенствуются открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Наличие полноценной информационной базы способствует выбору профессии, повышению образовательного уровня, созданию перспектив в области занятости и продвижения по работе.

Выделение в качестве задачи трудового законодательства достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства отражено в Конвенции N 154 МОТ "О коллективных переговорах" (1981 г.). Коллективные переговоры понимаются как многоуровневая координируемая деятельность, с одной стороны, работодателей и их представителей, а с другой - работников и их представителей. Система ведения коллективных переговоров призвана охватить все звенья системы трудовых отношений. Государство по отношению к ней выступает в качестве механизма содействия ведению переговоров, их поощрения и создания для них необходимых процедур.

rulaws.ru

2. Цели, задачи и принципы трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с

Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом

минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах и др.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Согласно ст.4 ТК принудительный труд в РФ запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

Принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

studfiles.net

Цели и задачи трудового законодательства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Цели и задачи трудового законодательства

Создание благоприятных условий работы – гарантия, которая предполагает действенный механизм по охране труда на производстве и в других отраслях деятельности.


Цели законодательства в трудовой сфере                                      

Целями трудового законодательства являются нормы, определенные в ст. 1 ТК РФ. Они включают:

  • государственные гарантии прав и свобод граждан, занимающихся трудовой деятельностью;
  • обеспечение допустимых и безопасных условий труда; защиту прав и интересов работников и работодателей.

Создание системы защиты прав работника и работодателя предполагает обращение в государственные органы власти (ведомства специального контроля и надзора), общественные объединения – профсоюзы, правозащитные организации.      

Выяснить какие правоотношения регулируют нормы трудового законодательства необходимо для того, чтобы обращаться в компетентные органы по адресу. Это поможет избежать получения формальных отписок о том, что обращение было направлено не по подведомственности.

Эффективна самозащита прав работников, которая регулируется правами административного и гражданско-процессуального законодательства.

Они могут обращаться в Государственную инспекцию труда, правоохранительные органы (МВД, прокуратуру) и суд. Стоит отметить, что госпошлина за исковое заявление о защите трудовых прав в судах общей юрисдикции не взимается. 

Создание благоприятных условий работы – гарантия, которая предполагает действенный механизм по охране труда на производстве и в других отраслях деятельности. Работодатель обязан регулярно проводить аттестацию рабочих мест, направлять сотрудников  на обучение  в профильные организации. Работодатель  должен нести основные расходы на предоставление лечебного питания, более высоко оплачивать труд на вредных и опасных для здоровья производствах.                                     

Задачи трудового законодательства

Их содержание определено в ТК РФ – ч. 2. ст. 1. Нормы предусматривают требование по созданию оптимальных правовых условий с целью согласования интересов сторон трудовых отношений и государства. Задачей также считается регулирование трудовых отношений. Они предполагают:

  • организацию регулирования трудового процесса;
  • порядок поступления на работу и увольнения;
  • повышение квалификации персонала;
  • процедуру коллективных переговоров и содержание достигнутых соглашений в рамках социального партнерства;
  • участие сотрудников и профсоюзов в согласовании условий работы, применение трудового законодательства на практике.

Нормы ТК также устанавливают материальную ответственность работников и работодателей (гл. 39). Содержание задач дополняют положения о необходимости государственного и общественного контроля.                                                     

Предусматриваются условия и порядок расследования, учета несчастных случаев на производстве. Определены требования к органам охраны труда. Базовые обязанности работодателя – обеспечить сотрудникам безопасные условия работы на предприятии, предоставить средства индивидуальной и коллективной защиты (респираторы, противогазы, спецодежду).

Критерии разграничения трудового права

Нормы трудового права позволяют определить специфику регулируемых отношений. Они отграничиваются от смежных отраслей законодательства. Различия заключаются в предмете и методе регулирования. Предмет отрасли права предполагает особенности отношений, которые устанавливаются правилами, обозначенными в нормативных актах – Кодексах, ФЗ, письмах, приказах.              

В трудовом праве регулируется сам процесс труда, в то время как, например, содержание гражданско-правовых отношений связано с правами на овеществленные результаты трудовой деятельности – движимое и недвижимое имущество. В гражданском праве велико значение диспозитивного метода, где есть большая свобода выбора субъекта – заключать сделки, становиться участником (учредителем) юридического лица.                                         

Трудовые отношения предполагают обязанности в их максимальном значении, и минимум возможностей субъекта действовать по своему усмотрению.

В гражданско-правовой сфере очевидно юридическое равноправие сторон, а в трудовых отношениях заметна «подчиненность» сотрудника работодателю, которую смягчает содержание гарантированных государством прав и обязанностей.  Важна своевременная инициатива сотрудников, столкнувшихся с нарушением прав, и поддержка со стороны профсоюзов, Государственной инспекции по охране труда. 

Разграничение с административным правом

При схожести методов регулирования трудового и административного права наблюдается их отличие по предмету. Содержание административного права зависит от его главной функции – государственного управления и определения порядка взаимодействия государства (федеральных органов), с региональными органами власти и муниципальными образованиями.

Отдельный раздел посвящен взаимодействию граждан с органами административной юстиции и юрисдикции, определению наказаний за совершение административных правонарушений – в том числе в области трудового права (например, нарушение правил охраны труда, найма работников без заключения трудового договора и т.д.).                                          

Нормы трудового права направлены на регулирование отношений, не связанных с государственным управлением, и предусматривают исключительно сферу интересов работников и работодателей.

Одновременно трудовое законодательство выполняет основные функции управления организацией труда, но предполагает защиту прав субъектов рабочего процесса, в отличие от административно- правового законодательства, где на первое место выступают интересы публично-правовых образований – федеральной власти, органов субъектов РФ, муниципальных образований.              

Разграничение с иными отраслями права

Цели и задачи трудового законодательства не совпадают с другими смежными отраслями.  Так аграрное право предполагает комплекс отношений, связанных с организаций труда на сельскохозяйственных предприятиях, защиту интересов сотрудников сельскохозяйственных кооперативов, крестьянских фермерских хозяйств.

Большое значение уделяется функции производства, в то время как права, обязанности и гарантии работников остаются вне зоны интересов этой отрасли. Функции трудового законодательства заключаются в нормировании труда в сельскохозяйственной кооперации, защите прав и интересов субъектов отношений.                                   

Нормы права социального обеспечения и их содержание регулируют порядок предоставления гражданам, на основе соцобеспечения и страхования, денежных выплат, врачебной и лекарственной помощи.

Устанавливаются основные обязанности компетентных органов по предоставлению социальных услуг, защите прав людей на льготное соцобеспечение. Нормы трудового законодательства предусматривают обязанности социального страхования работников, но не затрагивают напрямую порядок предоставления целевой социальной помощи.

Предмет и отношения трудового права

Отношения, составляющие предмет трудового права, предполагают юридические предписания, направленные на упорядочивание трудовых взаимосвязей, с учетом многообразия их субъектов – работников, работодателей, профсоюзов, органов социального партнерства.                     

Нормы трудового права направлены на отношения по трудоустройству, заключению, соблюдению, исполнению трудового договора. Устанавливаются права граждан на заработную плату и отпуск, обязанности сотрудников и работодателей.   Основные права и обязанности сторон установлены в ТК РФ, но их специфика конкретизируется в рамках трудовых, коллективных договоров (нормы глав 3-14).                                       

Предмет отрасли опосредуется основными направлениями регулирования и предполагает следующие функции трудового законодательства:                   

  • Регулятивная. Ее смысл заключается в обеспечении применения норм трудового законодательства на практике: при составлении договоров, локальных нормативных актов – регламентов, приказов.          
  • Сущность социальной функции заключается в приоритете прав и свобод человека (гражданина) в процессе труда, согласовании законных интересов работников, работодателя и государства.
  • Реализация защитной функции предполагает обязанности госорганов обеспечить охрану прав и свобод человека в процессе работы на предприятии.  

Функции трудового законодательства взаимосвязаны. Они проявляются в процессе правоприменительной практики, которая определяет: какие предписания следует применять в рамках правоотношений между работником, работодателем и уполномоченными субъектами контроля.  

advokat-malov.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 1 ТК РФ.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи 1ТК РФ, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее - МОТ) "О целях и задачах Международной организации труда" (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: "Труд не является товаром" (п. "а" разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 КРФ, не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

3. Часть 2 ст. 1 ТК РФ очерчивает круг общественных отношений, которые призвано регулировать трудовое законодательство РФ. В настоящее время в него включаются не только трудовые отношения, но и иные общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК РФ, так и в других нормативных правовых актах (см. ст. ст. 5 - 10 ТК РФ и комментарии к ним).

Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК РФ, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием "иные тесно связанные с трудовыми отношения" (в дальнейшем для краткости они будут именоваться социально-трудовыми отношениями), подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся, к примеру, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, материальной ответственности работников, разрешению индивидуальных трудовых споров. Коллективными являются отношения по организации труда и управлению трудом коллектива работников, социальному партнерству, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных трудовых споров и др. В составе коллективных отношений следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого участниками этих отношений самостоятельно. К первой группе можно отнести отношения по организации труда и управлению трудом (см. ст. ст. 6, 8 ТК РФ и комментарии к ним), а также по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (см. ст. ст. 353 - 369 ТК РФ и комментарии к ним). В состав второй группы следует включить отношения по социальному партнерству и разрешению коллективных трудовых споров.

www.trudkod.ru

Цели трудового законодательства | Читайте статьи журнала Директор по персоналу

Цели трудового законодательства подробно описаны в главе первой Трудового кодекса РФ. В статьях определены не только цели, но и задачи, основы принципов правового регулирования трудовых, а так же иных связанных взаимоотношений, систем, норм трудового права.

Из статьи вы узнаете:

Как определяются цели и задачи трудового законодательства

Цели и задачи трудового законодательства определены в части 1, статье 1 ТК РФ, они придают правовому регулированию трудовой деятельности социальный акцент, вытекающий из сущности российского государства и указанных в статье 7, части 1 Конституции РФ. Законодательное основание призвано создать в стране благоприятные условия для свободного развития и достойной жизни граждан.   

Необходимо учитывать, социальная направленность ТК РФ не регламентирует права исключительно работников. В соответствии с Конституцией, не только наемные работники могут иметь гарантированные основании собственных прав и свобод. Работодатели создают рабочие места, обеспечивают людей работой, они вправе реализовать свои интересы в экономических и иных видах деятельности.  

Основные цели и задачи трудового законодательства

Создание социальных условий для работников
  • Это помогает обеспечить реализацию и защиту прав, достойную жизнь и развитие
Реализация интересов работодателей
  • Обеспечивает развитие организаций, направлено на поддержание экономической ситуации, создание новых рабочих мест

Социальные и экономические цели трудового законодательства основаны на функциях:

обеспечение уровня трудовых прав, гарантий, свобод;

возможности работодателей удовлетворить свой интерес, чтобы достичь стабильных экономических результатов, создать все материальные предпосылки для успешной реализации прав и свобод работников.

Указанные функции регламентированы статьей 1, частью 2 ТК РФ. К основной задаче законодательства относится создание необходимых правовых условий, помогающих согласовать основные интересы всех сторон трудовых отношений. Стоит учитывать, соотношение таких функций основано на доминантной социальной основе.

В российском обществе наибольший удельный вес отводится наемным работникам. С экономической точки зрения работники не относятся к хозяйствующим субъектам и располагают лишь определенными способностями, помогающими выполнять соответствующие функции. Но это сопоставимо с основами, позволяющими принимать участие в экономической или иной деятельности работодателя. Отсюда можно сделать вывод, работники могут реализовать свои способности только при совершении определенных действий работодателя, который не всегда заинтересован в таких действиях. Поэтому персонал больше нуждается в защите прав, интересов и социально-правовой государственной поддержке.    

Справка

Почему основными целями трудового законодательства являются социальные и экономические основы

Действующее на сегодняшний день законодательство берет за основу социальные и экономические гарантии. С одной стороны это помогает работодателю обеспечить эффективность деятельность предприятия. Но при этом учитывается, что экономические интересы работодатель способен удовлетворить самостоятельно, так как фигурирует субъектом имущественных, неимущественных прав, организатором производства. Работодатель обеспечивает виды хозяйственной, культурной, развлекательной, образовательной, медицинской, иных видов деятельности.

Взаимоотношения всех участников строятся на правовой основе. Это не обозначает, что правовое регулирование таких взаимоотношений осуществляется в частном порядке. Обязательно государственное присутствие, олицетворяющее основы правового регулирования на законодательном уровне.  

Целями трудового законодательства служат аспекты социальной направленности, призванной обеспечить:

экономическую стабильность;

предсказуемость;

социальный прогресс;

защищенность всех участников трудовых взаимоотношений.

Правовое регулирование возникших отношений направлено на учет интересов самого государства, поддержание стабильности в сфере экономико-правовой политики, достижение обществом социальных благ.

Читайте по теме в электронном журнале

Каковы основные цели трудового законодательства

В статье 1, части второй ТК РФ очерчивается круг общественных отношений. Основные цели трудового законодательства России заключаются в их урегулировании. В настоящее время в этот спектр входят не только непосредственно трудовые отношения, но и любые иные общественные отношения, которые непосредственным образом связаны с трудовыми.

При общем рассмотрении сердцевиной регулирования трудовой деятельности является соблюдение и исполнение договоров, заключенных между сторонами – работодателем и работником. Правовое регулирование разнообразно по своей направленности. В частности, отношения, предшествующие трудоустройству, призваны обеспечить свободу выбора трудовой деятельности. В дальнейшем это помогает возникнуть трудовым правоотношениям между работодателем, который ищет сотрудника с соответствующим уровнем квалификации и работником, которого полностью устраивает определенное предложение.    

Цель трудового законодательства РФ основана на регулирование отношений по управлению трудом, организации. Деятельность наемного персонала относится к экономическим факторам хозяйствования, но работодатель использует его по собственному усмотрению. На международном и российском рынке труда труд наемных рабочих считается товаром. Субъектом деятельности выступает человек. Управление гражданами относится к разновидности социальной власти, которая не может быть безграничной в демократическом обществе. А значит, обязательно требуется процессы, механизмы, направленные на регулирование, обеспечивающие защищенность всех участников трудовых отношений.    

Справка

Основные цели трудового законодательства заключаются:

  1. в определении пределов осуществления власти;
  2. в определении нормативов при создании локальных, директивных, распорядительных, правоприменительных документов.

На законодательном уровне регулируются отношения по подготовке, переподготовке, повышения квалификации кадров. Работодатель заинтересован в повышении эффективности трудовой деятельности.

Не менее важным аспектом служит регулирование отношений по всем видам партнерства, ведения коллективных переговоров, заключению договоров, соглашений. Все цели подчинены интересам сторон коллективных, индивидуальных взаимоотношений и в конечном итоге государства. Социальное благополучие российского общества напрямую зависит от нормального функционирования и развития рынка труда.   

На законодательном уровне регулируются все вопросы, сопутствующие действующим отношениям. Профсоюзные комитеты обязаны учитывать аспекты российского законодательства, соответствующие нормативы, помогающие обеспечить эффективную организационно-управленческую деятельность, защиту, проводить воздействие на работодателя в случаях необходимости. Законодательное урегулирование отношений по осуществлению надзора и контроля, охране труда помогает обеспечить безопасные условия.

Читайте также:

Чем отличаются и на чем основаны цели и задачи действующего законодательства РФ

Целями и задачами трудового законодательства, включенными в статью 1, часть 2, являются:

Индивидуальные отношения
  • Трудоустройство у данного работодателя;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • материальная ответственность работников;
  • разрешение индивидуальных трудовых споров;
  • обязательное социальное страхование
Коллективные отношения
  • Организация процесса деятельности и управление трудом коллектива работников;
  • социальное партнерство;
  • ведение деловых и коллективных переговоров;
  • заключение коллективных договоров или соглашений;
  • участие работников и профессиональных союзов в правовом регулировании и установлении условий деятельности, применении действующего законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • надзор и контроль над соблюдением основ законодательства;
  • надзор за соблюдением законодательства по охране деятельности наемных сотрудников;
  • разрешение коллективных споров
В составе коллективных отношений различают процессы, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия, как со стороны государственно-властных органов, так и лиц, входящих в состав В первую группу входят:
  • Отношения по организации деятельности работников и управлению, они регулируются в законодательном, нормативно-правовом или локально-нормативном порядке;
  • по государственному надзору и контролю над соблюдением основ действующего законодательства;
  • охране труда
Во вторую группу входят:
  • Отношения по социальному партнерству;
  • по эффективному ведению коллективных переговоров;
  • по заключению коллективных договоров или соглашений;
  • участию самих работников и профсоюзов в установлении условий труда и в применении трудового законодательства;
  • контролю над соблюдением трудового законодательства;
  • разрешению коллективных трудовых споров

Заключение

Соблюдение основ законодательства является обязательным для всех участников отношений. Это необходимо учитывать при заключении договоров, осуществлении деятельности, связанной с привлечением наемных сотрудников.

Скачать документ >>>

Статьи по теме:


www.hr-director.ru

Цели и задачи трудового законодательства

Предмет. Цели и задачи трудового законодательства.

Трудовое право – самостоятельная отрасль права, регулирующая труд работников в организациях.

Цель трудового законодательства – установление государственных гарантий, трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Задачи трудового законодательства:

1. Трудоустройство у данного работодателя

2. Организация труда и управление трудом

3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

4. Социальное партнерство. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров.

5. Материальная ответственность, как работников так и работодателей.

6. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

7. Разрешение трудовых споров

8. Обязательное социальное страхование

Основные принципы трудового права

1. Свобода труда (свобода выбора труда, право работать и не работать)

2. Принудительный труд запрещен (работа при несоблюдении правил техники безопасности, работа при не выплаченной или не полностью выплаченной з.п.

Примеры труда фактически принудительного, но не являющиеся таковыми по ТК РФ:

· Труд по альтернативе

· Труд по решению суда

· Труд для предотвращения и ликвидации стихийных бедствий и их последствий (ЧС)

3. Равенство прав и возможностей работников

4. Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере з.п.

5. Обязательность возмещения вреда причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей

6. Обеспечение права на трудовую забастовку

7. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников

8. Дискриминация в труде запрещена

Система трудового права

Система трудового права – совокупность правовых норм, расположенных в определенной последовательности.

Система делится на 3 части:

· Общая

Принципы, методы, источники трудового права, социальное партнерство, система органов управления трудов, рабочее время и время отдыха, трудовые забастовки, трудовые правонарушения

· Особенная

Вопросы общей части, применительно к конкретным трудовым отношениям (работа в ночное время, работа в районах крайнего севера, работа вахтовым методом, преподавательская работа, труд беременных женщин

· Специальная

История трудовых отношений в России, региональное трудовое законодательство, международные трудовые отношения.

Иерархия и источник трудового права

1. Конституционная

2. Законы

3. Подзаконные акты

4. Нормативно-правовые акты субъектов РФ

5. Документы органов местного самоуправления

6. Договоры и локальные нормативно0-правовые акты

Трудовые отношения – отношения. Основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством. Коллективным договором и локальными нормативными актами.

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

1. Избрания на должность

2. Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности

3. Назначение на должность или утверждение в должности

4. Направление на работу уполномоченным органом (центр занятости)

5. На основании судебного решения о восстановлении на работу

6. На основании фактического допущения работника к работе с ведома работодателя, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Работник – физ.лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель – юр.или физ.лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.

Вступать в трудовые отношения имеют право лица, достигшие 16 лет.

Основные права и обязанности работника

1. Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора.

2. На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

3. На рабочее место, соответствующее правилам охраны труда

4. На своевременную в полном размере выплату з.п.

5. На отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени.

6. На полную достоверную информацию об условиях труда и требований охраны труда на рабочем месте.

7. На обязательное социальное страхование.

Работник обязан

1. Добросовестно выполнять свои должностные обязанности

2. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка

3. выполнять установленные нормы труда

4. бережно относиться к имуществу работодателя

5. сообщать работодателю о ЧС

Основные права и обязанности работодателя

Работодатель имеет право:

1. Заключать, изменять и расторгать договор с работником. В порядке, предусмотренным ТК РФ.

2. Поощрять работников за добросовестный и эффективный труд..

3. Требовать от работника исполнения трудовых обязанностей

4. Бережного отношения к имуществу работодателя

5. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка

6. Привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности работников

Работодатель обязан:

1. Соблюдать трудовое законодательство

2. Предоставлять работник работу, обусловленную трудовым договором.

3. Обеспечивать работников оборудованием, всеми средствами, необходимыми для выполнения трудовых функций.

4. Обеспечивать работникам равную оплату за труд равный ценностям

5. Своевременно и в полном размере выплачивать работникам з.п.

6. Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры

7. Знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами непосредственно связанными с их работой.

8. Осуществлять обязательное социальное страхование и возмещать вред, причиненный работникам.

mirznanii.com

Что является целями трудового законодательства РФ?

ТК РФ

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

blogenergetika.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о