Можно ли изменить разрешенное использование земельного участка: Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Содержание

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 39.18 «Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Установив, что постановлением администрации муниципального образования ответчику в аренду сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов для целей, не связанных со строительством, — ведение огородничества в индивидуальном порядке; оспариваемым соглашением договор аренды был изменен в части вида разрешенного использования земельного участка на вид «ведение садоводства», суд правомерно признал недействительным дополнительное соглашение к договору аренды, поскольку в силу статьи 39.
18 ЗК РФ спорный земельный участок как находящийся в муниципальной собственности мог быть предоставлен для ведения садоводства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением только при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок; установленная законом процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2020 N 88-27335/2020
Категория спора: Право собственности.
Требования: Об исключении и включении сведений в ЕГРН о разрешенном виде использования земельного участка.
Обстоятельства: Законодательство РФ не допускает произвольного изменения вида разрешенного использования предоставленного в аренду земельного участка.
Решение: Удовлетворено.Рассматривая дело и разрешая спор, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями пункта 8 части 1 статьи 1, статей 7, 39.6, пункта 17 статьи 39.8, статей 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что приведенные выше нормы материального права, которыми регулируются спорные правоотношения, не допускают произвольного изменения вида разрешенного использования предоставленного в аренду земельного участка с кадастровым номером КН:395, площадью 528 кв. м. Изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка на вид, предусматривающий размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, по существу направлено на обход процедур торгов, предусмотренных действующим земельным законодательством в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, что является нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом нахождение земельного участка с кадастровым номером КН:395 в территориальной зоне ОД-2.1 само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования, может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования, изменить его и использовать по своему усмотрению без соблюдения установленной законом процедуры. Аналогичное правило касается и собственника земельного участка (органа, осуществляющего полномочия по распоряжению земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности), который, изменив вид разрешенного использования, изменил объем прав, порядок и условия использования и предоставления участка и фактически предоставил преимущество в получении участка для застройки, минуя соответствующие процедуры. Допущенное нарушение повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, которые были лишены возможности участвовать в аукционе и претендовать на предоставление им земельного участка для соответствующего строительства.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Изменение вида разрешенного использования земельного участка. Обзор практики от Верховного Суда
(Шестакова М.)
(«ЭЖ-Юрист», 2018, N 46)Если компания арендует земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, она не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов. Так, в одном деле суд рассматривал ситуацию, когда участок по результатам торгов был передан для строительства четырех-пятиэтажного многоквартирного дома. Впоследствии право собственности на незавершенный строительством дом перешло к другой компании. Она заключила с городской администрацией новый договор аренды земельного участка для завершения строительства.
При этом новый арендатор потребовал изменить разрешенное использование на «строительство многоквартирного дома пяти — девяти этажей» и внести изменения в договор аренды земельного участка. Городская администрация отказала. Суды ее поддержали. Они указали, что, приняв на себя права и обязанности по договору, новый арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования. По мнению судов, обращение нового арендатора с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка по существу было направлено на обход процедуры торгов, предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков.

Нормативные акты: Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Для этого собственнику необходимо обратиться в орган регистрации прав.

На территории нашего региона таким органом является Управление Росреестра по Омской области. Однако нужно быть готовым к тому, что вид разрешенного использования может быть определен далеко не для всех земельных участков.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с действующими правилами землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого он расположен. Правила землепользования и застройки устанавливают градостроительные регламенты — виды разрешенного использования, предельные размеры и ограничения использования земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Существуют следующие виды разрешенного использования земельных участков:

— основные

— вспомогательные

— условно разрешенные.

При этом вспомогательные виды допустимы лишь в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются только совместно с ними.

Для установления условно разрешенного вида использования собственнику земельного участка необходимо получить разрешение в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Вопрос о предоставлении такого разрешения выносится на публичные слушания, порядок проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Таким образом, если собственник выбрал основной или вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, он вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и декларацией об изменении вида разрешенного использования земельного участка, которая составляется в произвольной форме собственником земельного участка и содержит сведения о выбранном виде разрешенного использования и кадастровом номере земельного участка.

Если же собственником выбран условно разрешенный вид разрешенного использования, то с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости необходимо предоставить решение органа местного самоуправления об изменении разрешенного использования земельного участка и предоставлении разрешения на условно разрешенный вид.

При этом следует учесть, что с помощью градостроительного регламента вид разрешенного использования может быть определен далеко не для всех земельных участков. Так градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых земель экономических зон.

Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В таком случае граждане могут обратиться в орган местного самоуправления, который принимает решение об изменении вида разрешенного использования, приводя его в соответствие с классификатором, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации №540 от 01.09.2014г., и направляет данное решение в орган регистрации прав в порядке информационного взаимодействия.

Исключением являются сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения. Земельный кодекс Российской Федерации относит к сельскохозяйственным угодьям пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Такие земельные участки имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Кроме того, особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Создана: 20.11.2017 08:56, обновление 20.11.2017 08:56

Изменение вида разрешенного использования

Правовой центр «Два М» готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с изменением вида разрешенного использования участка.

Мы осуществляем комплексное правовое сопровождение проектов, связанных с изменением РВИ участков, включая выбор оптимального вида разрешенного использования для осуществления конкретного проекта, обращение в уполномоченный орган с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка, взаимодействие с государственными органами по любым возникающим вопросам.

Правовой центр «Два М» оказывает следующие услуги, связанные с изменением ВРИ земельного участка:

  • правовая экспертиза наличия оснований и правовых последствий изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное сопровождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • оспаривание действий (бездействия) публичных органов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка; 
  • полное правовое сопровождение приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором;
  • внесение изменений в правила землепользования и застройки Москвы и муниципалитетов Московской области, генеральные планы;
  • установление и исключение из правил землепользования и застройки зон мероприятий по комплексному развитию территории (КРТ), в том числе для целей осуществления строительства в таких зонах.

Изменение вида разрешенного использования

Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки, а также вида прав на земельные участки.

В муниципальных образованиях, где правила землепользования и застройки утверждены, правообладатель земельного участка вправе сам обратиться в регистрирующий орган и выбрать один из основных видов разрешенного использования, которые установлены участку его градостроительным регламентом.

Кроме того, одновременно с основным либо в дополнение к существующему основному виду разрешенного использования правообладатель вправе также установить участку вспомогательный вид или виды разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом земельного участка.

При этом следует учитывать, что изменение вида разрешенного использования в Москве и Московской области осуществляется с взиманием платы. Кроме того, после установления нового ВРИ кадастровая стоимость участка может существенно вырасти, что приведет к увеличению арендной платы или земельных платежей.

Что же делать, если желаемый вид разрешенного использования не предусмотрен для земельного участка правилами землепользования и застройки?

В этом случае комплекс мер, которые должны быть предприняты для получения желаемого вида разрешенного использования, разрабатывается специалистом в индивидуальном порядке.

В случае, если желаемый вид использования предусмотрен ПЗЗ в качестве условно разрешенного, правообладателю участка необходимо получить разрешение на условно разрешенный вид использования.

Если перспективный вид использования не предусмотрен и среди условно разрешенных, существует необходимость в изменении правил землепользования и застройки либо оспаривании принятых ПЗЗ.

В свою очередь для оценки возможности изменения ПЗЗ необходим градостроительный аудит – оценка возможности обосновать внесение в ПЗЗ тех или иных параметров. Для этого определить какие изменения соответствуют актуальной градостроительной политике в населённом пункте, а какие явно противоречат действующим нормативам и стратегическим планам развития населенного пункта в связи с чем будут отклонены. С этой целью мы производим осмотр участка и прилежащей территории, изучение всей имеющейся градостроительной документации. Перспективы пересмотра градостроительного регламента участка оцениваются исходя из его местоположения, окружения (застройки, фактического и планируемого использования смежных территорий их градостроительного регламента), транспортного развития, обеспеченности инфраструктурой различных видов, вхождения в зоны с особыми условиями использования, иных фактических обстоятельств. Также учитываются стратегические планов развития населённого пункта в целом, отраженные в генплане и иной документации.

В отдельных случаях может быть обоснована необходимость установления вида разрешенного использования, отвечающая назначению расположенных на участке зданий.

Это возможно, главным образом, в тех случаях, если изначальное определение вида разрешенного использования было произведено уполномоченным органом с нарушением требований закона.

В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний, организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.

В процессе проведения публичных слушаний для представления интересов правообладателя земельного участка, в отношении которого осуществляется изменение РВИ, также может потребоваться помощь квалифицированного юриста.

Изменение вида использования

Кроме того, в случае изменения вида разрешенного использования в процессе принятия проекта планировки, изменить ВРИ можно без проведения публичных слушаний.

Ряд особенностей изменения вида разрешенного использования земельного участка установлены для Москвы и для Московской области. В том числе в ряде случае устанавливается плата за изменение разрешённого использования, составляющая значительный процент от разницы между старой и новой кадастровой стоимостью участка.

Правовой центр «Два М» рад предложить свою помощь в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Наши сотрудники помогут определить вид разрешенного использования, оптимально удовлетворяющий задачам заказчика с учетом необходимости снижения земельно-правовых платежей, а также сформируют правовую позицию для представления интересов в государственных органах.

Юристы Правового центра обладают обширным опытом сопровождения процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка. Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2022

Изменение вида разрешенного использования земель

Изменить можно не только категорию земель, но и вид разрешенного использования (ВРИ).

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено 3 формы ВРИ:

основной – возведение на участке предпочтительных и соответствующих целям в рамках данной территории объектов

условно разрешенный – не относится к основному, но допускается к введению градостроительным регламентом отдельного региона. Использовать условно разрешенное ВРИ можно только после получения специального разрешения;

вспомогательный (может быть использован только в качестве дополнительного к основному или условно разрешенному ВРИ). Это значит, что земельный участок не может быть застроен объектами, относящимися только к вспомогательному ВРИ. Обычно это объекты, предназначенные для обслуживания построенных в рамках основного вида использования объектов.

! Изменение ВРИ осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и норм.

Для изменения основного и вспомогательного вида использования участка можно без дополнительных разрешений и согласований, достаточно обратиться в Росреестр для внесения в ЕГРН сведений об установлении или изменении ВРИ. При этом данное изменение не должно противоречить правилам землепользования и застройки региона.

Порядок установления условно разрешенного вида использования земельного участка регламентируется статьей 39 Градостроительного Кодекса РФ. В Подмосковье данное изменение вносится комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области. Решение о смене ВРИ на условно разрешённый принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также на основе результатов общественного обсуждения или публичных слушаний.

! Если участок используется не по целевому назначению (не в соответствии с категорией земель или ВРИ), то это грозит собственнику привлечением к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и даже сносом возведённых на участке объектов недвижимости.

Остались вопросы?

Получите бесплатную консультацию специалиста по телефону горячей линии МОБТИ +7 (498) 568 88 88, на сайте mobti.ru и в телеграм-канале @mobti

Как изменить разрешенное использование земельных участков? | НЕДВИЖИМОСТЬ: Жилье | НЕДВИЖИМОСТЬ

Собственник вправе изменить вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка, отвечает заместитель начальника отдела по работе с крупными правообладателями и государственной регистрации земельных участков Управления Росреестра по Тюменской области Екатерина Николаевна Безбородова.

При изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки того муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) включают в себя градостроительный регламент, в котором указаны виды разрешенного использования земельных участков, их предельные размеры и параметры разрешенного использования.

Виды разрешенного использование земельных участков подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основной и вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка собственник может выбрать без согласования с органом местного самоуправления. При этом вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному. Установить его вместо основного невозможно.

Фото: АиФ/ Наталья Третьякова

Изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа (органа местного самоуправления).

Информацию о градостроительном регламенте, действующем на соответствующей территории, можно получить в администрации МО по месту нахождения земельного участка.

При выборе вида разрешенного использования земельного участка необходимо учитывать, что размер земельного участка должен соответствовать предельным размерам, установленным ПЗЗ для данного вида разрешенного использования.

Для изменения в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о разрешенном использовании земельного участка собственнику земельного участка необходимо обратиться в любой удобный офис ГАУ Тюменской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с выбором вида разрешенного использования земельного участка, предъявив документ, удостоверяющий личность.

В заявлении необходимо указать вид разрешенного использования, выбранный в соответствии с ПЗЗ.

По своему желанию собственник земельного участка может приложить к такому заявлению выписку из ПЗЗ.

Декларация о выбранном виде разрешенного использования не является документом, необходимым для внесения в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка.

Заявление можно так же представить в электронном виде, воспользовавшись сервисом «Личный кабинет», размещенным на официальном сайте Росреестра.

Госпошлина за изменение в ЕГРН сведений о разрешенном использовании земельного участка не уплачивается.

Перевод земель, изменение вида разрешенного использования земли

  1. Что это такое
  2. Как определить и поменять вид разрешенного использования (ВРИ) земли
  3. Порядок установки и смены ВРИ
  4. Как выбрать
  5. Как изменить разрешенное использование (ВРИ) земельного участка, порядок
  6. Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка
  7. Смена вида разрешенного использования земельного участка, процедура в соответствии с ПЗЗ
  8. Смена основного и (или) вспомогательного
  9. Измена разрешенного вида на условно-разрешенный
  10. Когда законодательство не распространяется на участок
  11. Документы, которые требуются для процедуры
  12. Как поменять разрешенный вид использования земельного участка (ВРИ) и куда обращаться
  13. Обращение в кадастровую службу
  14. Когда обращаться в местную администрацию
  15. Заказ через Госуслуги
  16. Срок изменения вида разрешенного использования земельного участка собственником
  17. По каким причинам могут отказать
  18. Проблемные ситуации и выход из них
  19. Правила зонирования территории
  20. Подведем итоги

Можно ли и как изменить разрешенный вид использования (ВРИ) земельного участка, чтобы при изменении направления эксплуатации земли в ведении хозяйственной деятельности, постройке жилых или коммерческих зданий и сооружений не возникло проблем с законодательством? Порядок проведения процедуры кропотливый, требует сбора документов, подачи заявлений, а также определенного опыта и знаний в сфере градостроительства для рационального выбора единственного из многих пунктов Классификатора. Разберемся со всем по очереди.

Что это такое

Это одна из наиболее важных характеристик, которая определяет цели, для которых может предназначаться участок. Правовой режим ограничивает собственника, запрещая применять земляные ресурсы для значений, не внесенных в документ. Основные положения по соответствующему закону содержатся в Градостроительном кодексе РФ ст. 37.

При оформлении документации требуется точно определить тип, категорию и цели реализации земресурсов, чтобы в дальнейшем не возникло проблем. Если сельхоз угодья передаются в аренду или собственность для выращивания зерновых или других культур, то строить жилое или коммерческое здание на нем уже будет нарушением. Также в случае когда надел будет эксплуатироваться в качестве застройки объектами частного строительства, то общественные здания размещать на нем нельзя.